Восстановление пароля
Логин:   Пароль:  
Навигация по энциклопедии
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М МА МБ МВ МГ МД МЕ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МЧ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Что такое (кто такой) "Монтень Мишель Де"

Значение слова "Монтень Мишель Де"

Партнеры

Монтень Мишель Де

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533, замок Монтень близ Бордо - 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политический и общественный деятель. Жизненный путь. Образование. Родился на югозападе Франции в богатой купеческой семье
МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533, замок Монтень близ Бордо - 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политический и общественный деятель. Жизненный путь. Образование. Родился на югозападе Франции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул в конце 15 в. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, где изучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занимал приобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-е гг. два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихся гражданских войн выступал за восстановление во Франции мира и национального согласия. Примыкал к партии "политиков", которые отвергали религиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильной королевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечить государственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе за корону Генриха Наваррского (на французском престоле - Генриха IV). Основой незаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов - латинских и греческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры, откликался на новые книги и идеи, поддерживал общение и дружбу с выдающимися современниками - мыслителями, государственными деятелями. Творчество. К труду своей жизни, "Опытам" ("Essais"), Монтень приступил в начале 1570-х гг., удалившись от службы и затворившись в родовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 в Бордо вышли из печати две первые книги "Опытов". В том же 1580 Монтень предпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранился опубликованный лишь в 18 в. "Путевой дневник" ("Journal du voyage de Montagne en Italie par la Suisse et l Allemagne en 1580 et 1581", 1775) с наблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем на страницы "Опытов". Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в 1588 в Париже. Монтень продолжал трудиться над "Опытами" до конца своих дней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595). Жанр "Опытов""Опыты" непосредственно продолжают традицию философскоэтических и политических сочинений типа "Заметок", "Рассуждений", "Записок", "Памяток", повествующих без видимой последовательности и системы о самых разных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии к сообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы с назиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего "Опыты" напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини, несомненна их связь с домашними хрониками и т.н. записными книжками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 вв. Своими "Опытами" Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченного в движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жестким планом. Философия. Исследуя природу человеческого знания, Монтень показывает его ограниченность, недостоверность всего, что сообщают чувства, неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение, невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияние античного пирронизма (см. Пиррон), непосредственно связан с некоторыми направлениями поздней схоластики и особенно - с религиозно-философскими идеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико делла Мирандола, Эразма Роттердамского, Вивеса, Агриппы Неттесгеймского. Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12 глава 2-й книги "Опытов" - своего рода трактат в трактате, - названная "Апология Раймунда Сабундского"; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко не всегда согласен с выводами его "Естественного богословия", которое по просьбе отца он перевел в 1569 на французский язык и позднее опубликовал. Так, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма, цель его - "заставить человека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук его жалкое оружие разума". По Монтеню, человек не занимает центрального положения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общий порядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимым болезненным высокомерием. Труд Монтеня оказал огромное влияние на философскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующих эпох. Перекличка с "Опытами" слышна в "Гамлете", а также в поздних пьесах Шекспира, у которого был экземпляр "Опытов" в английском переводе 1603. Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Фрэнсис Бэкон. Сочинения: Опыты. М.; Л., 1957-1960. Т. 1-3. Essais. Paris, 1962. T. 1-2. Литература: Богуславский В. М. Монтень и философия культуры // История философии и вопросы культуры. М., 1975. С. 1902-34. Moreau P. Montaigne, l homme et l oeuvre. Paris, 1958. Thibaudet A. Montaigne. Paris, 1963. О. Ф. Кудрявцев.