Восстановление пароля
Логин:   Пароль:  
Ещё в разделе
Опрос

Как Вам дизайн проекта SCNC.RU?

Отлично
Можно и лучше
Хорошо
Плохо


Результаты
Все опросы

Партнеры

Холдинг «Вертолеты России» приступил к разработке боевого вертолета пятого поколения


Дата: 18.05.2010 12:22
Холдинг «Вертолеты России» приступил к разработке боевого вертолета пятого поколения, объявил исполнительный директор компании Андрей Шибитов. В создание машины холдинг готов вложить $1 млрд, передает «Интерфакс».

Технические характеристики новой машины Шибитов не уточнил, заметив лишь, что компания «активно работает над концепцией боевого вертолета пятого поколения». Если государство обратит внимание на проблему, создать новый вертолет можно будет всего лишь за 5 лет.

Отметим, что несколько лет назад командование ВВС и представители Ростовского вертолетного производственного комплекса (Роствертола) и Московского вертолетного завода им. Миля (МВЗ) уже объявляли о запуске «новейшего российского боевого вертолета пятого поколения». Таковым тогда был представлен вертолет Ми-28Н. Подчеркивалось, что аналогов этому всепогодному ударному вертолету нет. И что «Ночной охотник», как прозвали Ми-28 за способность действовать ночью так же эффективно, как и днем, обладает широчайшим набором функций: искать и уничтожать технику и живую силу противника, катера и малые плавсредства, оборонительные сооружения, бороться с воздушными целями и даже ставить минные заграждения.

Кабина бронирована, включая и боковые стекла, которые выдерживают прямое попадание пули калибра 12,7 мм. Двигатели вертолета разнесены, жизненно важные агрегаты прикрыты (специалисты говорят – экранированы). Конструкторы Ми-28Н отдали должное новым материалам, устойчивым к боевым повреждениям; в результате топливная система, например, исключает взрыв или возгорание топлива.

Вооружен Ми-28Н сверхзвуковыми высокоточными управляемыми ракетами «Атака», поражающими танки с динамической защитой брони и воздушные цели, а также сверхзвуковой управляемой ракетой «Игла» класса «воздух-воздух» и 30-мм пушкой, позволяющей экипажу выбрать тип снаряда непосредственно во время боя.

Бортовое оборудование позволяет ему летать в сложных метеоусловиях на предельно малых высотах (от 5 до 15 м) в автоматическом режиме – практически без участия пилотов. Усилия даже насыщенной ПВО в этом случае сводятся на нет, чего пока не достиг ни один другой боевой вертолет в мире.

Производит впечатление и оснащенность вертолета: высокоточное оружие, многофункциональный комплекс обороны и даже электроника. Это вечно слабое место нашей авиации в Ми-28Н вполне на высоте: во всяком случае, электроника вертолета обладает большими возможностями, нежели аппаратура его американского аналога – Ан-64 «Апач». Уже налажено серийное производство Ми-28Н, и вертолет начал поступать в войска с перспективой заменить к 2015 году более ранние модели вертолетов.

Однако, по мнению независимых наблюдателей, при всех своих достоинствах относить Ми-28Н к вертолетам пятого поколения нельзя. Как подчеркивают эксперты Академии геополитических проблем, этот вертолет, как и большинство наших прочих «новинок», является разработкой еще советской эпохи. А время, как и развитие технологий, на месте не стоит.

Со своей стороны, первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков подчеркнул, что основными характеристиками вертолета пятого поколения должны стать увеличенная дальность полета, интеллектуальная система управления вооружением, возможность ведения воздушного боя с самолетами, скорость до 500-600 км/ч и даже система гиперспектрального химического анализа поверхности (которая позволяет, например, отследить тропу, по которой прошли наркоторговцы). При этом К. Сивков считает, что снижение шумности для современных боевых условий не принципиально. Современные РЛС способны засечь вертолет на удалении 150–200 км, поэтому для современной войны вопрос шумности вторичен, считает эксперт. Хотя известно, что над вопросом снижения шумности работы вертолетов в России достаточно успешно работают. Так, на Ми-28 поставили Х-образный рулевой винт, снизив шумность на 15%.

Как отметил Андрей Шибитов, кроме того, на этапе предпроектных исследований в рамках двух конструкторских бюро – Камова и Миля – ведутся работы по созданию перспективного скоростного вертолета. Разрабатываются три модели скоростных вертолетов – Ми-X1 КБ «Миля», а также Ка-90 и Ка-92 КБ «Камова». Ка-90 предположительно сможет развивать скорость свыше 800 км/ч благодаря двухконтурному реактивному двигателю. Предположительный срок создания машин оценивался в 5–8 лет.

«Начата продувка двух аэродинамических схем – соосной и классической. Получены первые результаты», – добавил Шибитов. Уточним, что на соосном расположении винтов обычно специализируется «Камов» (наглядный пример – Ка-52), а «Миль» предпочитает классическое расположение (к примеру, Ми-24). В дальнейшем запланирована обширная работа с ЦАГИ и ЦИАМ, которые проведут анализ конструкционных материалов.

Шибитов рассказал, что пока самым быстрым перспективным вертолетом считается американский Sikorsky X-2, который, по утверждениям разработчиков, способен развивать скорость до 460 км/ч. Первый полет вертолет совершил в 2008 году. Однако, по словам Шибитова, прототип «получил серьезные замечания по редуктору и трансмиссии», и эти технические сложности пока не устранены, в результате чего были отменены его намеченные на эту весну испытания.

Ситуацию комментирует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

– Вертолет пятого поколения – это пока концепция, во многом инициативная, со стороны концерна «Вертолеты России». Ее реализация – дело совсем не ближайшего будущего. Сейчас перед нашим оборонным комплексом и Военно-воздушными силами на повестке дня стоит серийное производство и принятие войсками на вооружение двух основных типов боевых вертолетов. Это в первую очередь Ми-28Н и Ка-52, известный как «Аллигатор». Это – очень хорошие вертолеты, и они необходимы нашим войскам. Но все же это – вертолеты четвертого поколения: их разработки начинались еще лет 20 назад.

Что касается вертолетов пятого поколения, то, если откровенно, Минобороны и Генштаб до сих пор не сформулировали полной шкалы требований к такому вертолету. А ведь в данном случае именно они должны сперва разработать набор требований, задать основные тактико-технические характеристики и уже после этого предложить их для реализации оборонной промышленности. Так, кстати, делается не только у нас, но и в других странах, поэтому можно говорить, что вертолетов пятого поколения пока нет ни у кого. Упомянутые проектные разработки и «Камова», и «Миля», как и американский Sikorsky X-2 – это пока опытные разработки, далекие от совершенства. Но то, что оборонщики занимаются в инициативном порядке такой работой, надо только приветствовать.

Собственно, основной набор требований, который военное ведомство должно предъявить будущему вертолету пятого поколения, известен. Это, как уже упоминалось, всепогодность, малошумность, пониженная радиолокационная заметность, а также способность работать в любое время суток. Это – повышенная живучесть в условиях современного боя, с учетом развития и систем поражения воздушных целей другими сторонами. Это, что особенно сейчас важно, сетецентричность, т.е. способность получения больших объемов информации из самого широкого диапазона источников, и возможность моментального обмена ею с различными звеньями боевого управления.

Для того, чтобы продуктивно организовать НИОКР по созданию вертолета пятого поколения, учитывая тот кризис, в который погрузились как наш ОПК, так и военное ведомство, я предложил бы два принципиальных нововведения. Во-первых, необходимо создание специального агентства (управления) по перспективным оборонным разработкам, на уровне не ниже, чем при президенте России. Во-вторых, чтобы обеспечить финансирование таких разработок, необходим закон, подобный действующему в ряде стран, пополняющих бюджет в основном за счет реализации сырьевых продуктов. Скажем, Чили, для которой продажа меди означает то же, что для нас – нефть и газ. Закон должен четко определить, что определенный процент доходов бюджета от реализации тех же нефти и газа идет исключительно на финансирование перспективных оборонных разработок. Причем, я подчеркиваю, это должно быть определено именно законом, чтобы кто-нибудь (не будем называть фамилий) не отправил эти средства в какой-нибудь очередной стабилизационный фонд, или на покупку американских ценных бумаг.

Справка KM.RU
Деление боевых вертолетов на поколения достаточно условно. Тем не менее, по сложившейся классификации, к первому их поколению относится, к примеру, вертолет Ми-1. Ко второму поколению принадлежит Ми-4, а Ми-24 – уже к третьему поколению. Становящиеся на вооружение российских ВВС вертолеты Ми-28, Ка-50 и Ка-52 принадлежат к четвертому поколению. Вертолетов пятого поколения пока не создано, хотя об их разработках заявляли ряд стран (в частности, США и Франция).

Подготовлено по материалам: science.km.ru


Похожие страницы :


Рейтинг:
Комментарии: (0)

Пока комментариев нет