Новые открытия на поверхности Меркурия
Дата: 26.02.2010 12:44
Мессидж от «Мессенджера»
КА «Мессенджер» уже трижды совершил пролет в непосредственной близости от планеты, проводя съемку ее поверхности. До настоящего момента Меркурий снимали лишь однажды, более 30 лет назад, с КА «Маринер 10», но тому удалось охватить лишь порядка 45% поверхности планеты. Таким образом, данная экспедиция должна заполнить оставшиеся с тех времен пробелы, что, разумеется, повлечет за собой расширение номенклатуры названий деталей рельефа Меркурия за счет новых открытых территорий на его поверхности.
Сегодня же мы закончим начатый в предыдущих номерах журнала обзор Пантеон на Меркурии известной ранее части Меркурия и приступим к рассказу о других интересных местах на наименее изученной планете земной группы.
Напомним, что согласно законам космической топонимики детали рельефа на телах Солнечной системы получают названия, которые, как правило, состоят из родового термина (например, гора, долина, уступ и др.) и имени собственного. По решению Международного Астрономического Союза (МАС) названия берутся из двух источников: географические названия Земли (настоящие и древние) и имена собственные, тесно связанные с историей развития человеческой цивилизации и культурным наследием всех эпох и народов.
В последнем случае при подборе названий для деталей рельефа особо учитываются имена тех, кто внес свою лепту в дело изучения данного небесного тела: например, гряды Скиапарелли и Антониади, названные в честь двух астрономов, о которых рассказывалось в одном из предыдущих выпусков «РК». Однако, помимо имен ученых, на поверхности Меркурия были увековечены и крупные научные центры, в которых велись исследования планеты. И если гряды носят имена астрономов, то долины на поверхности планеты носят названия самых совершенных радиообсерваторий, что далеко не случайно, поскольку методы радиолокации широко использовались в исследованиях Меркурия. И среди них, безусловно, заслуживает внимания одна отечественная, а именно Симеизская радиообсерватория.
Долина Симеиз
История Симеизской обсерватории тесно связана с основной астрономической обсерваторией Российской академии наук — Пулковской. Дело в том, что в начале ХХ века в связи с развитием техники встал вопрос о создании отделения Пулковской обсерватории на юге страны. Одним из районов, где предполагалось провести поиски подходящего для нее места, являлся Крым, куда в 1908 году отправился один из пулковских астрономов — Алексей Павлович Ганский.
Путешествуя по Крыму, он обнаружил, что гора Кошка уже была облюбована одним из его коллег. Две небольшие башни для астрономических наблюдений принадлежали отставному чиновнику Николаю Сергеевичу Мальцову, большому любителю астрономии, владеющему поместьем недалеко от Симеиза.
Башни с куполами были уже завершены, но еще не прибыли телескопы, заказанные Мальцовым у фирмы «Карл Цейсс Йена». Познакомившись с Ганским и узнав о стоящей перед Пулковской обсерваторией проблеме, Мальцов решил подарить Пулкову свою небольшую обсерваторию. Дар был с благодарностью принят. Впридачу Мальцов выкупил близлежащие участки земли, чтобы астрономы не испытывали никаких затруднений в будущем.
Обсерватория была разрушена в ходе Второй мировой войны, и большая часть оборудования оказалась утрачена. После войны некоторые инструменты, включая поврежденный главный телескоп, были найдены в Германии.
30 июня 1945 года было принято решение о восстановлении обсерватории, причем Симеизское отделение Пулковской обсерватории было преобразовано в уже самостоятельную Крымскую астрофизическую обсерваторию. С 1967 года, после постройки радиотелескопа РТ-22 (сделанного по подобию 22-метрового телескопа Физического Института АН СССР, с учетом недостатков, которые обнаружились за несколько лет его работы), начинает действовать Симеизская радиообсерватория Крымской астрофизической обсерватории АН СССР. Первый РТ-22, разработанный А. Е. Саломоновичем и П. Д. Калачевым и введеный в строй в 1959 году, до настоящего времени продолжает оставаться вполне современным инструментом, одним из немногих телескопов мира, способных работать в миллиметровом диапазоне волн.
Золотой глаз
Не менее интересна история радиообсерватории, давшей название долине Аресибо. В настоящее время Аресибо — крупнейший в мире радиотелескоп, использующий одну апертуру. Телескоп применяется для исследований в области радиоастрономии, физики атмосферы и радиолокационных наблюдений объектов Солнечной системы.
Рефлектор телескопа расположен в естественной карстовой воронке и покрыт 38 778 перфорированными алюминиевыми пластинами (размером примерно 1×2 м), уложенными на сетку из стальных тросов. Излучатель антенны подвижный, подвешен на 18 тросах к трем башням.
Подобно Симеизскому радиотелескопу это довольно старое сооружение — строительство Аресибо было начато в 1960 году, а официальное открытие обсерватории состоялось 1 ноября 1963 года. За долгие годы ее работы было сделано множество открытий (между прочим, именно при помощи этого радиотелескопа в 1964 году был уточнен период обращения Меркурия).
Общественности радиообсерватория в Аресибо известна по нескольким голливудским фильмам. Гигантская антенна радиотелескопа обсерватории фигурировала, например, в картине «Золотой глаз» из эпопеи про Джеймса Бонда и фильме «Контакт», снятом по одноименному роману Карла Сагана.
С 2008 года обсерватория в Аресибо внесена в Национальный реестр исторических мест США. К сожалению, вследствие недостатка финансирования возможно полное закрытие обсерватории к 2011 году.
Римский след на Равнине Жары
Одно из самых удивительных недавних открытий на поверхности Меркурия — структура, первоначально получившая условное название «Паук». На снимках видно, как к сорокакилометровому кратеру, расположенному вблизи центра Равнины Жары, как спицы колеса, сходится сеть из радиальных борозд. Ученые еще не пришли к единому мнению о том, каким образом сформировался «Паук», предполагая как ударную, так и вулканическую версии происхождения данного образования.
Позднее, подобно долинам, эти борозды были названы в честь уникального сооружения, правда, гораздо более древнего, чем радиотелескопы, — римского Пантеона.
Пантеон, «храм всех богов», был воздвигнут полководцем Марком Випсанием Агриппой в память о битве при мысе Акций, великом морском сражении между флотами Древнего Рима, случившемся четырьмя годами ранее, на заключительном этапе периода гражданских войн, и приведшем к утверждению единоличной власти друга и тестя Агриппы — первого римского императора Октавиана Августа.
Как и многие другие здания, Пантеон сгорел во время крупного пожара, был перестроен императором Домицианом и снова сгорел от удара молнии. Тем не менее работы по восстановлению храма вскоре были возобновлены императором Адрианом.
Не исключено, что в строительстве храма участвовал и знаменитый античный архитектор Аполлодор Дамасский, позже, к несчастью для себя, раскритиковавший составленные Адрианом архитектурные планы для храма Венеры, за что был сослан, впоследствии казнен по настоянию императора. В настоящее время в честь Аполлодора назван упомянутый выше кратер, находящийся в центре системы борозд.
Тем не менее Пантеон, будучи восстановленным в очередной раз, не был объявлен творением Адриана, и латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе означает: «Марк Агриппа, избранный консулом
в третий раз, воздвиг это».
Дожить до начала Возрождения в практически нетронутом виде Пантеону удалось благодаря императору Фоке, который в 608 году даровал здание папе Бонифацию IV. 1 ноября 609 года языческий храм был переосвящен как церковь всех мучеников.
Позднейшие понтифики также на все лады пытались приручить языческое здание — Урбан VIII даже велел пристроить по краям фронтона пару колоколен, но идея оказалась крайне неудачной: конструкцию обозвали «ослиными ушами» и ругали до тех пор, пока в конце XIX века ее, наконец, не снесли.
Однако храм действует до сих пор, будучи одновременно местом захоронения великих итальянцев, среди которых два первых итальянских короля — Виктор-Эммануил II и Умберт I, королева Маргарита, гений живописи Рафаэль, архитектор Балдассар Перуцци. Сейчас слово «пантеон» уже является нарицательным и означает место захоронения великих граждан своего Отечества.
Уникальность Пантеона состоит не только в его двухтысячелетней истории и уникальной для такого здания сохранности, но и в самой конструкции, не имевшей аналогов в древнеримской архитектуре.
Особо следует рассказать о куполе: его полусферическая чаша имеет диаметр свыше 43 метров, что не смогли повторить или превзойти архитекторы Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени, вплоть до конца XIX века.
Согласно одной средневековой легенде этот гигантский купол был построен на огромной куче земли и мусора, нагроможденной внутри ротонды. Чтобы эту кучу быстро разгребли, когда купол будет завершен, император будто бы велел подмешать в нее куски золота и монеты, объявив, что каждый нашедший их, может оставить добычу себе. Впрочем, эту легенду могли пустить в оборот архитекторы более поздних времен, проводившие недели напролет за измерениями в надежде постигнуть секреты купола.
Помимо огромных размеров оригинальность куполу также придает оставленное в центре отверстие диаметром 9 метров. Солнечные лучи, проникающие сквозь это отверстие, создают внутри совершенно фантастическую картину.
Подготовлено по материалам: www.inauka.ru
Похожие страницы :
- Зеленый метеорит прилетел на Землю с Меркурия
- Российские полярники на пороге важного открытия
- На поверхности Титана происходят карстовые процессы
- Microsoft превратит в тачскрины все ровные поверхности
- Получены наноструктурированные поверхности, устойчивые к обледенению
- HD телевещание с поверхности Луны планируется с 2020 года
- Ученые выяснили, что оставило борозды на поверхности Фобоса
- В Германии составят подробную 3D карту земной поверхности
- На Луне обнаружен магнитный щит, спасающий часть поверхности от солнечной радиации
- Новые мультитач ПК от Samsung
Пока комментариев нет